Проповедь иерея Константина Алексеева на Евангелие от Луки (18:18–27):
– Сегодня в евангельском чтении мы вспоминаем притчу о том, как некий человек доброго устроения подошёл к Спасителю и назвал его благим и спросил, как ему наследовать жизнь вечную. Спаситель же спрашивает, почему он называет его учителем благим: никто не благ, только Бог. Человек этот понимает, что учение Христа Божественно, но напрямую назвать Его Богом не может. Сравните с современными христианами. В храме все верующие, смиренные, а выйдем из храма, даже перекреститься забываем: стыдно становится. Неуютно при других перекреститься. Хотя и понимаем, что здесь глаголы вечной жизни, но ведем себя как живущие в духе века сего, даже когда от нас этого не требуется.
И вот, имея намерение спастись, подошел человек к Спасителю, Господу нашему Иисусу Христу. Господь говорит: есть заповеди, ты их знаешь – не убей, не укради, не прелюбодействуй, почитай отца и матерь. Собеседник отвечает, что от юности их соблюдает. Тогда Господь предлагает ему продать имение, раздать нищим, взять крест и следовать за Ним. Но вот богатство стало препятствием для этого человека в апостольском служении. Не каждому человеку Господь предлагает следовать за Ним: кого, исцелив, отпускает, кому говорит показаться священникам. А здесь Господь зовет именно на апостольское служение.
Те, кто привязан страстями к житейскому, к земному, никогда не смогут служить Богу. Например, женщины, проводившие мужа в мир иной, могли бы послужить Богу, приняв монашество. Но нет. Сердце привязано не только к богатству в собственном смысле, то есть к деньгам, но и другим благам – большой семье, прекрасной работе, замечательному увлечению.
Поэтому Господь говорит, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное. Привязанность к миру сему делает почти невозможным для нас спасение. Надо задуматься об этом. И детей учить, в первую очередь собственным примером. И сдерживать их, когда требуется, а не потворствовать их капризам. О строгости в воспитании говорит нам Ветхий Завет, преддверие Нового. Ветхий Завет научает нас своего рода механике поведения, которую Новый Завет приводит в действие любовью.
Постараемся прислушаться к этому евангельскому отрывку, приложить свое сердце, прикипеть к словам Спасителя, а не мирским лозунгам и призывам. И всё, что невозможно человеку, да сотворит для нас Господь, и да окажемся Его благодатью в Царствии Небесном.