Информация для будущих родителей.

В 2004 и 2005 году в течение нескольких номеров «Алтайская миссия» вела беседы об абортах. Мы предлагаем вам поговорить о сохранении беременности. На нашу просьбу, любезно согласилась врач-гинеколог из Барнаула Елена Васильевна Харченко. harchenko_500

«А согласилась я по двум причинам: первое – опыт 25-летней работы акушером-гинекологом и второе – по благодати Божией осознание существования духовных основ болезней, то есть, того осознания, которого нас некогда напрочь лишили, отлучив от Православной Церкви».

Е. В. Харченко

Подготовка к беременности

Большинство заболеваний, даже те из них, которые раньше считались несовместимыми с чадородием, в связи с успехами медицины позволяют при грамотном наблюдении и лечении со стороны медицинских работников, и выполнении рекомендаций со стороны пациентов, вынашивать ребенка. Поэтому выяснить, нет ли «неожиданных» (ранее не выявленных) заболеваний внутренних органов представляется очень важным – есть возможность оценить их тяжесть и провести поддерживающее лечение. Это будет способствовать развитию беременности в благоприятных условиях.
Следует особо оценить отсутствие каких-либо инфекционных процессов. Вне всякого сомнения, инфекция в репродуктивных органах приводит к частому рождению ослабленных, больных детей, они хуже развиваются, имеют отклонения в нервной системе и в некоторых психических функциях. Чтобы не допустить этого, можно и нужно принимать антибактериальные средства, причем лучше до беременности. Но самый верный путь к рождению здорового ребенка – осознание того, что подобная инфекция, как правило, следствие беспорядочных половых связей супругов или одного из супругов, а причина – гнездящаяся в их сердце страсть – грех прелюбодеяния.
При подготовке к беременности следует обратить внимание и на то, каковы ваши взаимоотношения в семье, какова ваша внутренняя готовность к деторождению? Основой здоровья малыша является не только физическое здоровье матери, но и уровень ее духовно-нравственного состояния. Греховность матери снижает жизнеспособность плода и родившегося ребенка. Именно об этом свидетельствуют все научные публикации. Инфекции, связанные с прелюбодеянием, то есть распущенным, нецеломудренным поведением, приводят к бесплодию, а если беременность все же наступает, то часто осложняется угрозой прерывания. В случае донашивания беременности, роды часто бывают осложненными, а ребенок – маловесным, ослабленным.
Но греховность женщины может быть и другого рода. Если беременность наступила «неожиданно» для женщины, и у нее сейчас на первом месте иные жизненные планы (закончить институт, вести бизнес, продолжить карьерный рост и др.), зачастую она, вынашивая беременность и продолжая «более важное» для нее дело, имеет осложнения в течение беременности, родов или послеродовом периоде. Моя собственная практика доказала не только наличие этой связи, но и ее устойчивость: если вы не обращаете на дитя внимание, то оно обратит на себя внимание любым способом, чаще это будет рождение больного ребенка, и, тем самым, Господь обозначит приоритеты. В этом сказывается Его милость.
Есть и такое: женщина хочет решить проблемы с мужем за счет рождения ребенка, то есть ребенок является не целью создания семьи, а средством «удержания» мужа. Очень часто встречаются различные ситуации внебрачных зачатий. Множество и других жизненных вариантов. Каждый из них будет иметь свои последствия и в физическом, и духовном плане.
Поэтому подготовка к беременности должна включать, прежде всего, перемену своего сознания, обновление своей жизни, которое может быть достигнуто с помощью Таинства покаяния. Только после него мы можем надеяться, что очистились от факторов, способных повлиять на наш плод. В церкви необходимо взять у священника благословение на зачатие ребенка. Следует сразу сказать, что благочестивый обычай предписывает брать благословение у священника на всё: зачатие, вынашивание беременности, роды.
С ранних сроков беременности начинается недомогание, позднее крошатся зубы, становятся ломкими волосы и ногти, «портится» фигура. Как к этому относиться? Обычно рекомендуют особое питание, прием тех или иных таблеток, но, важнее понять, что в беременности заложена жертвенность матери.
Давайте прислушаемся к старцам, которые, наблюдая современную жизнь и понимая суть происходящих в ней процессов, дают нам советы. Вот совет Паисия Святогорца, взятый из ответов на вопросы о семейной жизни: «Бог поставил спасение людей в зависимость от их терпения. «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 22) – говорит Евангелие. Бог дает людям трудности, различные испытания ради того, чтобы они поднаторели в терпении. Терпение начинается с любви. Чтобы ты терпел человека, тебе должно быть за него больно. Терпение спасает семью от разрушения».
Таким образом, опыт вынашивания и рождения ребенка, как и, в целом, опыт семейного жития, учит человека преодолению греховного эгоизма, постепенно приводит к духовному созреванию женщины и закладывает основы здоровой гражданственности.

Из чего складывается наблюдение за беременной женщиной?

В женской консультации будущей маме дают необходимые рекомендации по образу жизни и укреплению своего здоровья, оценивают состояние здоровья женщины и динамику его в процессе беременности, а также наблюдают за развитием плода.
Рекомендации в течение беременности. Наиболее важным является питание беременной женщины. Оно должно быть простым, натуральным (сейчас много продуктов с консервантами, красителями, ароматизаторами, генетически модифицированных и т.д.) с достаточным содержанием растительной пищи, рыбы, молочных продуктов. Обязательного ежедневного употребления мяса не требуется, достаточно 2-3 раза в неделю. Не следует руководствоваться весьма распространенным правилом: нас теперь двое, а значит и питаться надо за двоих. Иногда развивается пристрастие к какой-либо пище – одной хочется чего-то кислого, другой – сладкого, третьей – горького и т.д. У меня консультировалась беременная женщина, которая, потакая своим прихотям, во время беременности съела пятилитровую банку меда! Это, конечно же, сказалось на здоровье ребенка. Дисциплина питания, необходимая для всех, предполагает прием пищи в одно и то же время. Умеренность в ее количестве, обуздывание неразумных прихотей, отказ от потакания своему желанию — съесть что-то в любое время, остается обязательной и для беременной женщины. Это прививает навык воздержания и разумной упорядоченности, укрепляет волю, приучает к самообладанию. Следует заметить, что это дисциплинирует и внутриутробно живущего ребенка, т.к. после всасывания пищи, повышается уровень глюкозы в крови женщины и ребенок тоже начинает завтракать, обедать и ужинать с интервалом 30-40 минут от матери. И если вы не хотите, чтобы ребенок «перепутал день и ночь» — соблюдайте режим именно в этот период жизни! Знайте, воспитание ребенка начинается уже сейчас с таких «мелочей» как питание.

Пост и беременность

В связи с избыточной прибавкой веса часто врачи предлагают беременной женщине провести разгрузочные дни. Это полезно, особенно, когда излишняя прибавка веса связана с неумеренным питанием «за двоих». Почему бы не устраивать этот «отдых» в среду и пятницу, то есть в постные дни? Правильный, разумный пост никогда не приводит к болезням. Более того, «пост и тело сохраняет в большом здравии, — писал преп. Иоанн Лествичник. – Не отягчаясь пищею, оно не принимает вещества болезни, но, становясь легким, укрепляется…». Но помните, что диета и пост не одно и то же. Если вы, ограничивая себя в эти дни, будете делать это сознательно, по доброй воле, не «для выведения шлаков» и не потому, что вы материально ограничены и не можете купить мяса, а с благочестивой целью и постоянно, то обязательно «да сохранит вас Господь!»

Интимная связь во время беременности 

Вопрос по-разному решается медициной и духовной практикой. Как правило, при отсутствии осложнений в течении беременности врачи не ограничивают интимную связь. Но представляется более приемлемой противоположная точка зрения, высказанная протоиереем Евгением Шестуном: «Про интимную сторону брака говорить особенно не принято, потому что главное в браке все же духовное единение. Венчанный брак сохраняет целомудрие, не повреждая внутренний духовный мир супругов и после их вступления в супружеские отношения. В особо благочестивых семьях муж с женой разделяли ложе только для того, чтобы зачать новую жизнь, для рождения детей. Во время постов дети никогда не зачинались. Когда жена была беременна, муж не прикасался к ней. И во время кормления тоже. Сладострастие, которое сейчас развивается и поощряется на основе интимной супружеской жизни, — это есть греховное состояние, потому что Богом были установлены такие отношения мужчины и женщины, чтобы через них умножать род человеческий, рожать детей».

«Пренатальная психология» (психология не рожденного ребенка).

Функционирование психики ребенка начинается довольно рано. Мозговые волны регистрируются на 40-й день, функция мозга «представляется явно присутствующей у плода на восьмой неделе беременности». «Новейшие технические разработки позволили приложить миниатюрный микрофон к голове плода, и: «мы услышали почти всё: разговор людей в четырех метрах от нас, как открывается дверь в комнату, как за закрытой дверью катится тележка. Слышимость была невероятная. Было легко разобрать, кто именно из нас говорит (цит. По Дж. И Б. Уиллке). Чувство слуха появляется (пока считают так) с 14-и недель, а это означает начало функционирования мозга и памяти. Можно приводить множество сведений о том, какие органы функционируют у ребенка в утробе. Но для пренатальной психологии важно то, что он является сознательным, реагирующим существом с активной эмоциональной жизнью, который может даже обучаться, пусть на примитивном уровне, внутри утробы. В этом отношении стал классикой шокирующий фильм, заснятый американским врачом Б. Натансоном «Безмолвный крик» о том, как ребенок в 12 недель предчувствует угрозу смерти. Он начинает двигаться быстро и тревожно, стараясь спрятаться от инструмента, частота ударов его сердца увеличивается с 140 до 200 ударов, он широко раскрывает рот в безмолвном крике.
Он реагирует на эмоциональное состояние своей матери печалью или счастьем, агрессией или кротостью; формирует самовосприятие, отражающееся на его поведении в утробе и после рождения. Ребенок знает не только психо-эмоциональное состояние матери во время беременности, но и ожидает ее решения (выносить во что бы то ни стало, «не прервать ли?»)
Все, что открывает современная техника, уже знали святые отцы. «Воспитание ребенка начинается с беременности. Если носящая во чреве мать волнуется и расстраивается, то ребенок в ее утробе тоже беспокоится. А если мать молится и живет духовно, то младенец в ее чреве освящается» — совет Паисия Святогорца. И далее: «Если дети сами не получат нежности, то у них не хватит ее и на то, чтобы передать ее своим детям. Так одно влечет за собой другое. А потом приходят матери и начинают просить: «Помолись, отче! Я теряю своего ребенка».
Итак, отнеситесь, пожалуйста, с вниманием к периоду вынашивания своего дитя, которое имеет далеко идущие последствия. Именно он, как никто другой, этот период предоставляет богатые возможности дальнейшего духовно-нравственного развития женщины посредством ее питания, труда и отдыха, внутреннего (психоэмоционального) состояния, а следовательно, способствует зарождению и укреплению материнства, помогающего воспитывать ребенка и развивать ребенка духовно и психически.
О том, что внутренние органы и системы отвечают на запросы ребенка дополнительной нагрузкой мы уже говорили. Но есть и другие острые вопросы, возникающие в процессе наблюдения: если рождение ребенка грозит смертью матери, неужели и в этом случае аборт будем считать грехом?
Существуют крайние, спорные точки зрения на вопросы жизни и смерти, их не может еще решить и наука – биоэтика. Приведем взгляд на эту проблему протоиерея Евгения Шестуна: «Ради своего уже рожденного ребенка мать, как правило, готова на все, если его жизни угрожает опасность. Но когда дитя еще во чреве, оно ведь тоже твое, твоя часть, твоя кровиночка. Поэтому аборт и в этом случае, и всегда – грех».

Роды и кесарево сечение – хорошо это или плохо?

Роды, как правило, ассоциируются с болью, непереносимыми страданиями. Это мнение подкрепляют картины из фильмов, рассказы родственников, подруг. Возникает страх перед болью. И поэтому легко согласиться на обезболивание в родах, и чем сильнее обезболивающий эффект, тем лучше. Современные методы позволяют этого достичь. Кажется, это здорово! Но так ли это?
В книге Бытие читаем: «И сказал Господь (…) жене сказал: умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей (Быт. 11; 14,16). Обезболивание родов, таким образом, идет в разрез с судом Божиим. Для чего?
Посмотрите на любой рекламный щит: все они, предлагая разные товары и услуги, главным аргументом выдвигают получение максимума удовольствий. В условиях духовного кризиса во всем пытаются найти и доставить себе только удовольствие и наслаждение. Не обошло это поветрие и такой древний процесс как рождение ребенка – современные технологии в этом великом и таинственном акте предлагают найти удовольствие. Достигается это предложением обезболивания родов и производством Кесарева сечения «по желанию женщины».
Однако при этом забывается, что в родах происходит не только физическое рождение ребенка, но и рождение новых связей – рождается психологический феномен «Материнство». Только он может сделать женщину – матерью. Женщина, имеющая опыт перенесения страданий и мук при рождении ребенка, имеет больше возможностей стать матерью в самом высоком смысле этого слова. Материнство позволяет уловить все оттенки душевного и физического состояния своего ребенка, почувствовать направление его развития и даже тогда, когда он, став взрослым, находится за тысячи километров, в момент смертельной опасности, нависшей над ним, почувствовать ее своей сердечной болью и отозваться.
Кроме того, психиатрами и психологами замечено, что мать передает ребенку «антистрессовую устойчивость» на всю его последующую жизнь, как важный компонент в целостной реакции человека на те или иные события. Эта устойчивость к стрессу имеет свои истоки в опыте, переданном матерью. Но, чтобы его передать, мать должна иметь опыт!
Применение без показаний обезболивающих средств разрушительно действует на связь мать-ребенок. Именно это может лежать в основе отклонений в поведении детей и подростков, удивляющих своей жестокостью или сверхранимостью, легкостью вовлечения в дурные компании, раннему уходу из семьи. Вопиющей бедой современного общества стало сиротство при живых родителях. Таким образом, «разрушение семейных связей свидетельствует о глубоком нездоровье общества, неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый, отпечаток на всю их последующую жизнь» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).
Наркотические средства, например, (промедол) часто применяют во время родов. Врачи знают, что оно не обезболивает эффективно, а имеет одурманивающее действие на человека. Есть научные сведения, что вред его применения несравнимо больше – он ребенка и впоследствии «облегчает» наркотизацию человека, при его контакте в оставляет впечатление от своего первого контакта головному мозгу любом возрасте.
Широко рекламируются перидуральные методы обезболивания — инъекция в область позвоночника, позволяющая на время снизить интенсивность родовых болей или совсем их убрать. Этот метод следует применять при нарушениях в течении родового акта. Следует заметить, что любой метод лечения (а при нормальных родах что лечим?), он может иметь осложнения, как со стороны анестезиологического пособия, так и со стороны влияния на родовой акт (нарушает нормальное течение периода изгнания плода и часто требует применения сокращающих средств). Но нежелательность его применения при нормальных родах имеет и немедицинские последствия — разрушающее действие на формирование чувства материнства, особой близости между матерью и ребенком на всем протяжении детства и подросткового периода.
Можно привести пример из жизни: женщина рожает под перидуральной анестезией, медицинский персонал волнуется, помогают, а женщина достает мобильный телефон, соединяется с мужем и говорит: «Вот, уже головка показалась, волосы черненькие, длинные». Смешно? Нет. В этом случае есть глубокий смысл — женщина из главного участника рождения своего ребенка превращается в зрителя спектакля под названием «мои роды». О каком рождении материнства может идти речь? В лучшем случае мы дадим живую, может быть любимую, куклу для неповзрослевшей «девочки». И для доказательства этого в запасе врача есть случаи — через сутки, после того как женщина выписалась из родильного дома, она (роды под перидуральной анестезией), звонит врачу и спрашивает: «Какую таблетку мне купить в аптеке и дать ребенку, он ночь не спал?». Это одно и то же: мы не терпели роды, не можем терпеть и беспокойство от ребенка. О какой жертвенности тут может идти речь?
Однако есть опыт рождения детей при этом виде обезболивания у женщины, знающей Бога, уже имеющей 3-х детей и решившей подобным образом рожать четвертого. Её мысли — «у меня уже есть материнское чувство». Однако она впоследствии отмечает, что этот ребенок, в отличие от других до 4-5 лет, периодически подбегал к ней, становился у ее колен, заглядывал в глаза и спрашивал: «Мама, а ты меня любишь?». Она поняла, что с каждым рождением устанавливается своя связь с ребенком, требуется большая работа для налаживания ее, что-то может быть потеряно безвозвратно, и потому ее нарушать никак нельзя. После этого у нее были еще дети, но никогда она уже не обезболивала роды подобным образом.
Существующая общая тенденция на получение удовольствий (гедонизм) от всего, распространяется и на роды: даже роды должны приводить к получению наслаждения, должны быть приятными — скорби нам не нужны. Но за все придется платить.
Подобная же картина складывается при производстве кесарева сечения по новым показаниям — «желание женщины».

Грудное вскармливание  

В настоящее время снизилось число женщин, вскармливающих своего ребенка до года. Есть сведения, что 30-40% женщин сами кормят детей грудью до трех месяцев, а 70% новорожденных уже питаются искусственными смесями из коровьего молока. Между тем, если рассматривать медицинские аспекты, то следует отметить, что ребенок, находящийся в нагрудном вскармливании, значительно реже болеет, у него лучше показатели физического и нервно-психического развития, практически нет таких часто встречающихся «сопутствующих» детскому возрасту заболеваний как диатез, дисбактериоз. Ученые находят всему этому объяснение: особую ценность молоку матери придают наличие не только питательных веществ (легкоусваиваемых белков, жиров, углеводов) и минералов, но и веществ, влияющих на рост и развитие ребенка (гормональных и гормоноподобных веществ, соединений, влияющих на формирование и развитие нервной системы, регуляторов физиологических функций и т.п.), обеспечивающих защиту от инфекции (иммунные комплексы) и ферментов, облегчающих пищеварение. Именно поэтому дети -«искусственники» чаще страдают инфекционными заболеваниями, анемией, гипотрофией, рахитом, сахарным диабетом, ожирением, дисбактериозом, имеют более низкий индекс здоровья. Но, как мы уже отмечали, связь между матерью и ребенком — это особая связь и с перерезыванием пуповины она не прекращается. Если приложить ребенка к груди сразу после кормления, то у него появляется первое впечатление, которое успокаивает ребенка, знакомит его со своей матерью и появляется ощущение безопасности. На то это и впечатление, что оно «впечатывается» и в последующем создает то поле любви и защищенности, в котором наиболее благоприятно развивается психика ребенка, идет развитие и усложнение форм общения его с матерью. Дети, вскормленные молоком своей матери, имеют с ней более прочную психологическую связь во все оставшиеся периоды жизни. Однако те или иные научные, будь то медицинские или психологические исследования только подтверждают то, что было известно и заповедано давно и имеет свою историю в несколько тысячелетий. В Священном Писании и священном Предании, в житиях и творениях святых отцов Церкви есть ясные упоминания о грудном вскармливании, как неоспоримом руководстве в жизни родильницы. Епископ Варнава (Беляев) пишет: «кормление грудью — это первая и важная обязанность молодой матери-христианки в отношении новорожденного. И исполнять ее она должна сама, подражая в этом великим библейским женам Саре, Анне-пророчице, матери пророка Моисея (Быт. XXI, 7-8; Цар. 1, 22-24; Исх. 11, 7-9; Фес. 11, 7). Причем аскетизм должен указать на необходимость для кормящей матери соблюдать себя в удалении от всяких страстей сладострастия, печали, уныния, ревности, гнева и всего прочего, ибо на ребенка все это действует». Указания на наличие духовного смысла грудного вскармливания можно найти в Псалтири: Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей (Пс. XXI, 10). В толковании на псалмы: «Вероятно, мать Давида, когда кормила еще его своей грудью, говорила ему о Боге, и вместе с молоком матери он воспринял высокое понятие о Нем, благоговение и преданность Ему». Паисий Святогорец считает, что Россия удержалась в своих испытаниях благодаря матерям: «Отцовское объятие — если в нем нет Благодати Божией — сухо. А объятие материнское — даже без Бога — имеет в себе молоко. Ребенок любит своего отца и уважает его. Но и эта любовь к отцу увеличивается от нежности и тепла материнской любви». Вот какая цементирующая семейная связь единству матери-дитя-отца, осуществляемая через материнство и вот какая оценка молоку матери! От нас зависит, какую позицию (православную или нехристианскую) мы займем, что мы выберем, что посчитаем правильным, приближающим нас к Богу, а что неправильным, отдаляющим от Господа. Важно, чтобы любой процесс, в том числе и вынашивание, подготовка к родам, роды, кормление и воспитание ребенка были созвучны Русским Православным традициям и сочетались с высоким профессионализмом акушерок и врачей. Безусловно, круг вопросов, которые хотелось бы рассмотреть в связи поднятой проблемой, неизмеримо более широк. Остались неосвещенными такие её аспекты, как бесплодие, «ребенок из пробирки», преждевременные и запоздалые роды, «планирование» беременности и семьи, половое «просвещение», «суррогатная» мать и другие. 

Источник информации сайт:Барнаульская епархия Русской Православной Церкви