Храм

Воспитание в духе

 

О целях и ценностях духовно-нравственного воспитания дискутировали педагоги Барнаульской духовной семинарии и общеобразовательных школ Индустриального района в рамках семинара-практикума, прошедшего в конце ноября на базе школы № 50. Мероприятие проводилось уже второй раз, но его главная цель осталась прежней – выявить и обобщить методический опыт в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Школа и церковь – законное сотрудничество

Начало семинару было положено приветственным словом директора школы №50 А.А. Логинова, в котором было отмечено, что школа уже несколько лет сотрудничает с храмом Казанской иконы Божией Матери и потому вновь и вновь выступает площадкой для проведения семинара. Андрей Андреевич выразил надежду, что этот семинар позволит коллегам обменяться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, в частности, в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ).

Далее слово было предоставлено главному специалисту городского Комитета по образованию по воспитательной работе и дополнительному образованию О.В. Ременюк, в котором отмечалось, что «государственное образование должно решать приоритетные задачи, заявленные во всех основополагающих документах, – приобщение школьников к культурному наследию, воспитание любви к отечеству, духовности и нравственности». По словам Ольги Викторовны, одним из источников духовности является религия, а духовно-нравственное воспитание является органичной составляющей педагогической деятельности. «Уроки православной культуры помогают детям больше узнать о нравственных и духовных качествах, присущих людям. Совместные усилия школ, социальных институтов, в частности православной церкви, и самой личности ребенка приведут к решению поставленных задач», — подчеркнула О.В. Ременюк.

Опытом преподавания основ православной культуры в школах Нижегородской области поделился первый проректор Барнаульской духовной семинарии иеромонах Гавриил (Горин). Отец Гавриил до службы на Алтайской земле долгое время служил в Нижегородской епархии и принимал непосредственное участие в создании курса ОРКиСЭ в составе комиссии Министерства образования и науки РФ, в том числе отвечал за его внедрение в Нижегородской области. Особое внимание в своем выступлении Иеромонах Гавриил уделил сложностям взаимодействия школы и церкви: «В нашем сотрудничестве выручает само понятие «светскость». В современных условиях «светскость» предполагает создание нормальных, комфортных правовых условий для работы и функционирования всех организаций гражданского общества. Поэтому мы в Новгородской области и начали с правовых отношений и заключили договоры, начиная от Министерства Нижегородской области и заканчивая конкретной школой, о сотрудничестве в вопросах духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, а не в плане религиозного образования».

Отцу Гавриилу было задано несколько вопросов. Один из них был посвящен сотрудничеству школы с общественными движениями, не относящихся к традиционным религиозным конфессиям, например, иеговистами. В своем ответе иеромонах Георгий отметил, что такие конфессии создают общественные организации и прячутся за их названиями, скрывая свое учредительство. «Это неспроста, – отметил отец Гавриил. – В законе «Об образовании» четко сказано, что школа может заключать договора о сотрудничестве только с религиозными организациями, зарегистрированными на постоянной основе. Таковыми являются традиционные конфессии. Министерством юстиции РФ им выдана бессрочная лицензия. Что касается иеговистов и представителей других нетрадиционных конфессий, то их лицензия действительна только в течение одного года и требует ежегодной перерегистрации. Это значит, что по закону они не могут сотрудничать с образовательными учреждениями».

Еще один вопрос касался проблем несогласованности школьных учебников: в младших классах на уроке «Основы православной культуры» ребенка учат одной исторической картине мира, в среднем звене он знакомится с теорией Дарвина, а в старших классах – с теорией антропоцентризма, заключающей в том, что человек определяет сам что есть добро, а что – зло. Встречаются в учебниках и несогласованность в исторических фактах. Учителя находятся в сложном положении и выступают за создание специальной комиссии, которая была бы ответственна за отсмотр содержания учебников. Отец Георгий предложил обозначить данные проблемы на заседании одной из секций «Рождественских чтений» в Москве.

Опыт преподавания основ православной культуры в Алтайском крае был передан проректором Барнаульской духовной семинарии протоиереем Сергием Фисуном: «За последнее время число выбравших модуль «Основы православной культуры» увеличилось, однако в учительской среде количество сложностей преподавания не уменьшилось. Нока нет единого учебника, педагоги вынуждены вести уроки на личном энтузиазме». Отец Сергий также обозначил проблему замкнутости православия: «Создается субкультура православных – у них свои книги, свои лидеры, свой язык, свои фольклорные коллективы. Однако это неправильно. Православие – часть великой русской культуры, вершина которой – это не только балалайка, матрешка и подобные стереотипы, навязываемы нам извне, но Федор Достоевский, Иван Ильин, достижения нашей государственности… Иначе Россия не была бы такой великой». Протоиерей Срегий Фисун подчеркнул, как важно понимать, что основы православной культуры и светской этики – не два враждующих модуля курса ОРКиСЭ, они направлены на одну цель – воспитание человека во всей полноте этого слова. «Мы делаем одно дело», — резюмировал выступающий.

За кафедрой – учителя

Доклады представили педагоги школы №50. О православной культуре и ее месте в образовательном пространстве школы рассказала классный руководитель 11А класса Е.В. Русских. Евгения Владимировна на примере своих учеников убедительно доказала, что общение детей с православной культурой ведет их к личностному росту. Ребята из 11А – активные волонтеры, которые оказывают помощь храму в благоустройстве его территории, а также местным жителям в житейских нуждах.

Заведующая библиотекой школы №50 О.В. Каркавина подготовила доклад о паломническом туризме на Алтае. Участники семинара-практикума узнали о святых местах родного края, где можно отдохнуть не только телом, но и душой, прикоснуться к святым образам и получить благодать Святого Духа – село Коробейниково и чудотворная икона Казанской Божией Матери, Бийское архиерейское подворье, Казанская церковь в селе Власиха, Иоанно-Предтеченский женский скит у села Сорочий Лог, Никольский источник и другие.

О создании условий для духовно-нравственного становления подрастающего поколения через воспитание рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №50 И.Н. Малахова. Как сообщила Ирина Николаевна, модуль «Основы православной культуры» преподается в школе уже три года. Основная причина его выбора родителями – воспитание детей в духе нравственных законов (почитание старших, послушание и так далее), учениками – возможность больше узнать о культуре родного города, края и страны. Одна из самых больших трудностей, решить которую предстоит педагогам, — это отсутствие духовного образования. Из выступления И.Н. Малаховой следовало, что знакомство с православной культурой ведется в школе №50 не только на уроке «Основы православной культуры», но и на внеклассных занятиях, на которые приглашается настоятель Казанского храма иерей Константин Алексеев и старший координатор волонтерского движения имени святого страстотерпца цесаревича Алексия Е.Н. Маслова.

Духовно-нравственное воспитание проверили на деле

Далее семинар продолжился в практической форме. Старший координатор волонтерского движения имени святого страстотерпца цесаревича Алексия Е.Н. Маслова провела урок русской культуры для учеников 9Б класса на тему «Буква в духе». Ребята узнали смысловую нагрузку букв кириллицы, выражающуюся в их начертании. Урок был направлен на воспитание в школьниках патриотизма, а также нравственности. Ученикам предлагалось ответить на вопрос: что такое Родина? И от кого зависит количество добра в мире. Школьники написали примеры добрых дел, которые они готовы выполнить в самое ближайшее время, а затем украсили древо добра жетончиками: одно доброе дело – один жетон. Глядя на него ребята самостоятельно пришли к выводу, что количество добра в мире зависит от самого человека.

Следующее мероприятие – диспут на тему «Школьная форма: «за» и «против». Его участниками стали ученики 11А класса, а также педагоги школ Индустриального района и Барнаульской духовной семинарии. Ребята выступили с докладами на тему появления формы и ее видов, а затем подискутировали с представителями старшего поколения о необходимости введения формы в их школе. В своем большинстве ученики были бы не против ходить на занятия в специальной одежде – она помогала бы им сосредотачиваться на учебе, но были среди ребят и активные противники введения формы. Педагоги же единогласно выступили «за».

Завершился семинар-практикум уроком-экскурсией «Храм» по основам православной культуры в 4А классе под руководством классного учителя Т.А. Костиной. Дети подготовили доклады о внешнем и внутреннем устройстве храма, рассказали о святых образах и молитвах, с которыми к ним нужно обращаться. С интересом ученики рассказывали о церквях Барнаула, в особенности – о храме Казанской иконы Божией Матери в селе Власиха, где они побывали на экскурсии. Настоятель храма иерей Константин Алексеев поблагодарил школу за совместный труд по духовно-нравственному и патриотичному воспитанию подрастающего поколения и вручил директору школы №50 А.А. Логинову благодарственное письмо, а школьной библиотеке передал книгу «Барнаульская епархия: 20 лет возрождения».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*